История

История

«Я истинный русский патриот, хотя и воспитанный в японской школе. Но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию. Я воспитывался на средства русской армии, чтобы посвятить себя вечному служению Родине, что я и делаю с 1914 года.» В.С.Ощепков

budospВыражаем глубокую благодарность, Презеденту Ассоциации «Московский Будокан», Сергею Александровичу Косоротову, руководителю проектов компании «Будо-Спорт»: единственного в России издательства опубликовавшего книги Лукашева М.Н., ведущего Российского специалиста в области истории Отечественного рукопашного боя.

Календарь

самбо18самбо19самбо17

Существует четыре версии возникновения самбо:
1. Из национальных видов борьбы (основатель А.Г. Харлампиев). На самом деле А.Г.Харлампиев был всего навсего учеником Василия Сергеевича Ощепкова и национальными видами борьбы не занимался.
2. В.А.Спиридонов. Заниматься Джиу-Джитсу по книгам, всё равно что учится плавать на суше.
3. В.С.Ощепков — основоположник спортивного самбо. В.А.Спиридонов — боевое самбо. Версия далека от истины.

Страничка из книги "Самбо в фотографиях", 2008

Страничка из книги «Самбо в фотографиях», 2008

4. Основоположник дзюдо в России, основатель самбо и боевого самбо Василий Сергеевич Ощепков (25 декабря 1892 года (по новому стилю — 7 января 1893 года)- 10 октября 1937 года). Его жизнь стала ярким примером того, как человек сумел «сам себя создать»: незаконнорожденный сын сахалинской каторжанки, росший в среде самой что ни на есть «продвинутой» уголовщины, превратился в высокообразованного, интеллигентного человека, пламенного патриота, специалиста высочайшей квалификации, сумевший подарить своей Родине два новых для нее вида спорта — дзюдо и самбо.

самбо21

самбо10Владивосток 1914

самбо8

самбо9Василий и жена Мария
самбо7

Выпускники курсов инструкторов дзюдо во Владивостоке. В центре - В.С. Ощепков и преподаватель бокса П.Н. Азанчевский (1927г.)

9самбо16самбо26самбо25182171самбо4самбо1самбо28самбосамбо2самбо3самбо27diplomсамбо6самбо5самбо15
самбо11самбо12самбо13самбо14самбо24самбо23212самбо22

ОЩЕПКОВ-СПИРИДОНОВ:
История конфликта.
Предлагаем вашему вниманию текст письма основателя российского дзюдо B.C. Ощепкова, хранящегося в запасниках Музея на Покровке, 41. О существовании письма было известно многим почитателям дзюдо и самбо в нашей стране, хотя его и мало кто видел. По всей вероятности, оно стало почвой для многочисленных домыслов о конфликте B.C. Ощепкова с другим основоположником самбо — В. А. Спиридоновым. Существует версия о том, что именно Спиридонов стал виновником гибели Ощепкова в 1937 г., что, как известно, не подтверждается никакими документами (см. «Додзё» №5/2005 г./Монастырская школа). Более того, само письмо не раз анализировалось в статьях историков борьбы М.Н. Лукашева и A.M. Горбылева, публиковавшихся в журнале «Додзё».

Преподаватель «Дзюудо» ГЦ. И.Ф.К. B.C. Ощепков
«…» апреля 1934 года
г. Москва, Страстной бульвар, 4, кв. 97,
телеф. 5-28-38
borciВ 1930 г. я приехал в Москву с Дальнего Востока с целью популяризации совершенно неизвестной в СССР спортивной дисциплины «ДЗЮУДО». По предложению инспектора физподготовки РККА тов. Кальпуса, я развернул работу в ЦДКА с целью популяризации дзюудо в частях Московского гарнизона.
В Москве я ближе познакомился с системой самозащиты т. Спиридонова, культивируемой им в «Динамо» под названием «джиу-джицу» (ныне переименованной в «САМ»).
Основательное ознакомление с системой «джиу-джицу» т. Спиридонова (по его литературным трудам и путем встреч в тренировках с его лучшими учениками) убедило меня в том, что система Спиридонова не имеет ничего общего с подлинной японской «джюу-дзюцу» (джиу-джицу), существовавшей в Японии до появления дзюудо, и тем более резко отличается от современной системы дзюудо, значительно уступая ей в смысле подбора приемов, их техники и жизненности.
Что же представляет собою современная дзюудо? В чем заключается коренное отличие этой системы от «джиу-джицу» Спиридонова? Где изучил я систему дзюудо и почему отстаиваю ее как лучшую систему самозащиты?
Дзюудо — это система физического развития, сложившаяся в Японии более 50 лет тому назад, представляет как бы квинтэссенцию из весьма разнообразных и многочисленных систем самозащиты, каковыми были дзюу-дзюцу, тэнзинси-ньорю, киторю и другие.
Современное дзюудо делится на две основные части: спортивную и прикладную. Спортивная часть состоит из раздела борьбы невооруженных в стойке и лежа на земле. Борьба представляет собой вольный стиль борьбы, в которой разрешается бросать партнера подножками, а в партере применять болевые захваты суставов рук и ног с целью принудить противника к сдаче. Наиболее опасные и болевые приемы ограничены здесь строгими правилами, благодаря чему для партнеров совершенно исключается возможность причинить какой-либо вред друг другу. Спортивная борьба дзюудо, наравне с французской борьбой и боксом, требует не только одной работы мышц, но и концентрированного внимания, что наилучшим образом способствует повышению физических и воспитанию волевых качеств человека, вырабатывает в нем выносливость, быстроту, подвижность, хладнокровие и решительность. Борьба вольного стиля по системе дзюудо дает возможность в освоении техники, тактики и умения применять в нужный момент соответствующие ему наиболее эффективные приемы, позволяющие выйти из самых затруднительных положений, создающихся в схватке с противником, особенно при внезапном нападении. Прикладная часть дзюудо состоит из трех разделов борьбы невооруженных, борьбы невооруженного против вооруженного и борьбы вооруженных.
Борьба невооруженных в стойке и лежа на земле заключается в весьма разнообразных приемах: броски (запрещенные в спортивной борьбе дзюудо), гяку (рычаги суставов рук и ног, запрещенные в спортивной борьбе дзюудо) дыхательных путей и органов, удары руками и ногами и способы защиты против указанных приемов. Комбинации и контрприемы предусматривают всевозможные моменты нападения невооруженного противника спереди, сзади, сбоку и лежа на земле.
Борьба невооруженного против вооруженного построена на захватах и обезоруживании противника, вооруженного ножом, палкой, саблей, револьвером и винтовкой со штыком, путем использования в комбинированном сочетании всех приемов из раздела борьбы невооруженных.
Борьба вооруженных предусматривает использование приемов дзюудо в моменты близкого сближения вооруженных противников (нож против ножа, револьвер против револьвера, винтовка против винтовки и т.д.), когда становится невозможным воспользоваться оружием.
Таким образом, современная дзюудо представляет собою не только дисциплину «самозащиты» в узком применении этого слова, но является вообще широко разработанной системой рукопашного боя, построенной в основе на спортивной борьбе вольного стиля, которая и служит источником развития техники в дзюудо. Культивирование этой системы в Японии поручено специальному Институту в Кодокан-дзюудо, созданному в 1882 г.
Современную систему дзюудо я изучил в Японии в Центральном Институте Кодокан-дзюудо в Токио, который закончил в 1913 г. в звании мастера 2-й ступени, пробыв в названном институте около пяти лет. В подтверждение сказанного имею надлежащие документы. На поприще преподавателя и пропагандиста дзюудо я работаю 14 лет. Владея японским и английским языками, я все время слежу за развитием системы дзюудо, как в Японии, так и в Европе и Америке, используя все, что встречается в литературе нового о методах этой системы, ее технике, тактике, а также обогащения ее новыми приемами. Следовательно, мои выступления в качестве пропагандиста дзюудо в Советском Союзе — это выступления специалиста, вооруженного подлинными знаниями названной системы, стремящегося передать эти знания советской физкультурной молодежи.
В чем же основное отличие системы дзюудо от джиу-джицу Спиридонова, и почему я настаиваю на культивировании именно дзюудо в Советских условиях? Подобное рассмотрение этих двух систем заняло бы слишком много места. Поэтому я остановлюсь здесь лишь на некоторых наиболее существенных положениях, характеризующих, с моей точки зрения, недостатки джиу-джицу как системы самозащиты. Для окончательного же сравнения и оценки дзюудо и джиу-джицу Спиридонова необходим прежде всего тщательный просмотр Советской физкультурной общественностью каждой из этих систем, о чем я и прошу в настоящем заявлении. Комплекс приемов джиу-джицу Спиридонова представляет собою набор приемов из старых книг о джиу-джицу (авторов Ганкока, Кара, Асикаго, Ходзио, Такуй) и некоторых приемов, взятых им из французской и вольно-американской борьбы. Будучи заимствованными из разных европейских литературных источников, о качестве и новизне которых т. Спиридонов не мог судить вследствие незнания природы современной дзюудо, приемы эти претерпели большое искажение, а сведение их в определенную систему лишило эту систему цельности, необходимой стройности и, в большинстве своем, даже жизненности.
Система «САМ» построена исключительно на «Самозащите без оружия», т.е. на единственном разделе борьбы невооруженных. Она совершенно не содержит таких важнейших разделов, как борьба невооруженного и борьба вооруженных, а следовательно не может быть полноценной системой самозащиты в условиях оперативной работы ОГПУ, Милиции и РККА. Из каких же приемов состоит этот единственный раздел борьбы невооруженных в системе «САМ»? Приёмы в стойке основаны главным образом на «рычагах», т.е. на таких приемах, которыми выворачивают суставы рук в болевом направлении.
«Рычаги» в стойке в условиях серьезной рукопашной схватки не имеют практического значения и могут быть действительны лишь тогда, когда противник «добродушно поддается» и «не ожидает нападения» или вообще «не имеет в виду сам нападать». Значение их тем более уменьшается, если на них делается ставка, как на самостоятельный прием. «Рычаг» может быть действителен только в сочетании с подножкой или с ударом, но таких сочетаний и главным образом сочетаний жизненных в системе «САМ» нет. В Японии давно уже отказались от применения «рычагов» в стойке во время борьбы. Даже француз Жозеф Рено в своей книге говорит: «Существуют преподаватели, которые, демонстрируя рычаги в стойке, претендуют на преподавание Джиу-Джитцу, однако вы имеете полное право им не доверять».
Подножки в дзюудо играют главную роль и имеют решающее значение в этой системе. Научиться прочно стоять на ногах и свободно владеть ими с целью броска составляет основу системы дзюудо. В системе «САМ» подножки считаются трудно выполнимыми приемами, требуют много времени на их изучение, решающего значения в схватке не имеют, а поэтому им придается второстепенное значение и на их изучение не обращено должное внимание. Игнорирование подножками объясняется не тем, что их трудно изучить или они не имеют жизненного применения, а тем, что Спиридонов не знает подножек и не знает, как обучать технике их применения. Введенные Спиридоновым в систему «САМ» пять подножек (кстати сказать, без полного объяснения) искажены, архаичны и нежизненны.
В системе «САМ» нет защиты против ударов руками и ногами и не указаны способы удушения в стойке и на земле при помощи костюма, а также не указаны способы оживления. Все это дает возможность знающему английский бокс без особого труда и в короткий срок расправиться с любым мастером спорта «САМ».
В системе «САМ» отсутствует спортивная основа, хотя существуют правила соревнований (кстати говоря, по которым никогда, нигде и никто не проводил еще соревнований), правила эти расходятся с фактическими приемами, большинство которых, по признанию самого Спиридонова, являются «по результатам своим опасными и влекут за собой различные повреждения, начиная с мелких растяжений и вывихов до переломов конечностей и позвоночника», а следовательно не могут быть применимы в соревнованиях. (В. Спиридонов «Самозащита без оружия», издание Москва 1933 г., стр.15-я).
Отличительные свойства обеих систем значительно возрастут, если коснуться методики, техники и тактики каждой. Здесь со всей наглядностью всплывает вся неосновательность построения «САМ», ее непродуманность, наносность, устарелость и нежизненность большинства ее приемов. Я неоднократно в дружеских тонах указывал т. Спиридонову на необходимость очищения системы «САМ» от архаических приемов и введения вместо них новейших и наиболее жизненных приемов современной дзюудо, но предложения мои не были приняты т. Спиридоновым, а его позиция резко стала враждебной по отношению ко мне. Дело началось с распускания им слухов, что моя система ничего нового, что все это «известно и старо» (Давыдов — Московское «Динамо»), «что я никогда не был в Японии, не знаю японского языка, никакого института дзюудо в Японии не кончал, никакого звания мастера не имею и что вообще я аферист» (Рубанчик — Милиция — Ростов на Дону; Любимов — ГЦИФК; Грибашев — ЦВШ), что «САМ» является засекреченной системой самозащиты в «Динамо», и что дзюудо как родственная система «САМ» будет в скором времени запрещена не только во всех физкультурных вузах и коллективах, но и в органах Милиции. Слухи о запрещении ДЗЮДО поползли буквально отовсюду. Мне об этом передавали и студенты ГЦИФК, и курсанты, и служащие ЦВШ РК Милиции, и наконец об этом мне сказал сам лично т. Лаврентьев.
Не ограничиваясь подобными лживыми измышлениями, Спиридонов перешел в активное наступление против меня, действуя не совсем добросовестными методами. Какие же результаты дали на сегодняшний день интриги Спиридонова?
1. В 1931 г. ВСФК и МСФК организовали закрытый просмотр дзюудо с целью ее сравнения с джиу-джицу Спиридонова, которая намечалась к просмотру после просмотра дзюудо. Просмотр дзюудо был организован в ЦДК 21 ноября, на котором присутствовали: инспектор Физподготовки РККА тов. Кальпус, от МСФК — т. Кононов, Догаев (Ростовская школа Милиции), от Московского Динамо — Давыдов и Столяров; Аксельрод, Таперов, Любимов, Слепнев, Кривошеий. Жамков, д-р Котов, Харлампиев и др. (при необходимости могу представить часть сохранившейся у меня стенограммы).
Просмотр джиу-джицу, несмотря на согласие, данное Лапиным, Спиридоновым организован не был.
2. В 1933 г. по инициативе т. Непомнящего ВСФК вторично пожелал просмотреть ту и другую систему, но и на этот раз предложение ВСФК осталось без внимания со стороны Динамо.
3. Инструкторам физкультуры РК Милиции т. Рубанчику (Ростов-на-Дону) и Дашкевичу (Ленинград), окончившим специальные курсы дзюудо Центральной Высшей Школы Рабоче-Крестьянекой Милиции в Москвев 1931 году — преподавание дзюудо было запрещено их непосредственными начальниками.
4. Студентам Бабковскому и Стакеевичу, окончившим ГЦИФК и поступившим на работу в Динамо, запрещено преподавание дзюудо.
5. Успешно существовавший с 1932 года кружок дзюудо в Ленинградском Совете Динамо запрещен в марте месяце этого года (инструктор дзюудо Динамо т. Щеголев).
6. В августе месяце 1938 г. я был приглашен Минским Динамо для проведения курсов по дзюудо среди инструкторов «САМ» и командного состава ОГПУ. Перед самым выездом приглашение мое было аннулировано. Впоследствии выяснилось, что в это дело вмешался Спиридонов, который категорически опротестовал мое приглашение (Миттельман — Минское Динамо).
7. В январе месяце 1984 г. по распоряжению Главного Управления Милиции существовавшая около трех лет в ЦВШ РК Милиции секция дзюудо была закрыта, а вместо ее введена «САМ». На предложение руководства школы устроить просмотр обеих систем и оставить ту, которая окажется лучшей, последовало «разъяснение»,что в органах ОГПУ и Милиции должна существовать единая система, каковой считается система Спиридонова (Гомберг-ЦВШ).
8. Спиридонов не удовлетворился тем, что наконец добился полного моего устранения из органов Милиции, и попытался вмешаться в дела ГЦИФК. Так, в феврале месяце сего года в ГЦИФК явился его ученик Пронин, который от Динамо заявил протест против того, что стипендиаты Динамо проходят в ГЦИФК дзюудо, а не «САМ», и потребовал, чтобы эти студенты ходили не на дзюудо, а на «САМ» под руководством Динамовского преподавателя (Чупанов).
Перестраивая нашу физкультурную работу на базе освоения новой физкультурной техники, мы стремимся к тому, чтобы в самом непродолжительном времени не только догнать, но и перегнать буржуазные страны по всем видам спорта. Создание в СССР целого ряда школ мастеров по отдельным видам спорта, специализация в физкультурных вузах и личное знакомство с техникой иностранных мастеров показывают, что мы не можем уже оставаться на завоеванных позициях в области физкультурных достижений, а должны стремиться к высотам мировой спортивной техники, освоение которой является боевой задачей дня.
Вопрос о дзюудо у нас в СССР должен рассматриваться под таким же углом зрения, под каким рассматривается любая полезная для нас спортивная дисциплина. Было бы колоссальной политической ошибкой в наше время, когда у нас имеются налицо все возможности быть впереди, пользоваться старыми, давно отжившими приемами самозащиты, которые в условиях излишней доверчивости культивируются ловкими дельцами, под маркой популярной, но давно не существующей джиу-джицу.
Следует наконец учесть, что дзюудо в Японии стоит на высокой ступени технического развития, считается обязательной не только в армии, флоте и полиции, но и в средних учебных заведениях.
Японский империализм, стремясь к оснащению своей армии передовой техникой, придает огромное значение дзюудо, которая вооружает ее личный состав приемами ловкости, гибкости.
умения нападать и защищаться не только с оружием, но и без оружия.
Для бойцов и командиров Рабоче-Крестьянской Красной Армии освоение приемов искусства дзюудо должно стать боевой задачей дня, ибо Красная Армия, защищающая границы единственного в мире государства трудящихся, не может отставать от возможных врагов своих ни в технической вооруженности, ни в физической подготовленности.
В заключение считаю необходимым просить ВСФК рассмотреть вопрос о дзюудо и «САМ», для чего предлагаю
1. Создать при ВСФК комиссию из представителей высококвалифицированных мастеров французской борьбы, бокса и фехтования, которая должна изучить эти две системы.
2. Устроить общественный просмотр, пригласив на него ответственных лиц советской физкультурной общественности.
3. Комиссия, на основе изученного материала и просмотра, должна решить вопрос о единой унифицированной системе самозащиты в Советском Союзе, которая нашла бы свое применение в оперативной работе ОГПУ, Милиции, в РККА и в то же время получила бы широкое распространение среди физкультурных масс нашего Советского Союза как спортивная борьба вольного стиля, как это мы видим в Японии, Германии и других странах.
В. Ощепков

Биография Ощепкова

Fight to Live
Live to Fight