Биография Ощепкова
Основоположник дзюдо в России, основатель самбо и боевого самбо Василий Сергеевич Ощепков (25 декабря 1892 года (по новому стилю 7 января 1893 г.) — 10 октября 1937 г.) родился в поселке Александровский пост на о.Сахалин. Его жизнь стала ярким примером того, как человек сумел «сам себя создать»: незаконнорожденный сын сахалинской каторжанки, росший в среде самой, что ни на есть «продвинутой» уголовщины, превратился в высокообразованного интеллигентного человека, пламенного патриота и специалиста высочайшей квалификации, сумевшей подарить своей Родине два новых для нее вида спорта-дзюдо и самбо.
Мать, Мария Семеновна Ощепкова, происходившая из Воробьевской волости, Оханского уезда, Пермской губернии, вероятно, бедствуя в своей вдовьей доле, она совершила какое-то преступление, была осуждена екатеринбургским судом и отправлена отбывать наказание «на заводы». Но, то ли слишком болела у нее душа об оставленной в деревне дочери Агофье, то ли невыносимо тяжким оказался для сельской жительницы непривычный фабричный труд в насквозь продымленном, угарном заводском воздухе, но смелая женщина совершила побег. Ее, конечно, выследили и снова арестовали. Уж теперь-то судейские чины увидели в несчастной крестьянке «самого опасного и изощренного преступника» и определили ей тяжелейшее и мучительное наказание: 18 лет каторжных работ и 60 плетей. Трудно понять, как она выдержала эту зверскую экзекуцию, которая отправляла на тот свет даже здоровенных мужиков.
Отец, Сергей Захарович Плисак, по социальному положению был крестьянин и столяр по профессии. Скорее всего, Плисак был «ссыльнопоселенцем» и его фактический брак, точнее сожительство, с 40-летней Марией был «оформлен» традиционным для каторжного острова тюремным «свадебным обрядом». Судя по всему, Сергей Захарович был отличным столяром и имел такой приличный заработок, что со временем смог даже открыть собственную мастерскую и то ли построить, то ли купить два небольших дома: на Александровской улице №11 и на Кирпичной без номера.
31 декабря в канун Нового года старик-священник Александр Унинский окрестил младенца. Крестным отцом Василия был Георгий Павлов-Смирнов, старший писарь Управления войска острова Сахалин. Крестной матерью — Пелагея Яковлевна Иванова, дочь надворного советника.
В 1901 году «приказом губернатора с применением Манифеста» каторжанка Ощепкова была переведена с каторжных работ в «ссыльнопоселенки». Но долго радоваться досрочному освобождению от каторги не пришлось: всего через год скончался ее фактический супруг. А еще через два года, всего два месяца спустя после начала русско-японской войны ушла из жизни и Мария Семеновна. Даже ее крепкое крестьянское здоровье не могли не пошатнуть каторга и изуверское телесное наказание. Она ушла из жизни всего лишь 53 лет отроду. В тяжелейших военных условиях, когда боевые действия велись и на Сахалине, 11-летний ребенок остался круглой сиротой. Над ним была учреждена опека. Опекуном определен Емельян Владыко.
3 февраля 1903 г. Николай второй подписал проект создания в России самой первой в мире «контрразведывательной службы». После войны с Японией штабом Заамурского военного округа были специально выделены денежные средства для обучения в Японии русских подростков. Будущими кадровыми контрразведчиками должны были стать осиротевшие сыновья тех, кто сложил головы в недавней войне. Впрочем, не следует думать, что делалось это с вызывающе глупой прямолинейностью. Вовсе нет! Ребятишки направлялись для учебы в духовную семинарию русской православной миссии в Токио и, следовало считать, для того, чтобы в будущем стать образованными священнослужителями Японской православной церкви. Разумеется, о далекоидущих планах «контрразведывательной службы» не знали ни в России, ни в Японии. Все понималось только лишь как благотворительная возможность получить такое хорошее образование, какое на Родине для сирот было заведомо не доступно.
В сентябре 1907 г. 14-летний Вася Ощепков попадает в духовную семинарию в Токио. Руководил семинарием Архиепископ Японский, Преосвященный Николай. Семинария – любимое детище архиепископа — представляло собой необычное учебное заведение: учились там и русские и японцы, а возраст учащихся от 14 до 60 лет. Учебная программа могла, пожалуй, потягаться и с современными вузами. Семинаристов обучали по полной программе японской гимназии: география, история Японии и Дальнего Востока, литература и теория словесности, грамматика, чтение писем и перевод газетных статей, написание сочинений, и иероглифическая каллиграфия японской и китайской литературы. Да плюс к этому богословские дисциплины, русский язык, литература, всеобщая история. Василий учился на совесть, по всем этим предметам в его свидетельстве об окончании семинария от 23 июня 1913 г. стоят лишь завидные, хотя и несколько непривычные для нас оценки – «отлично хорошо — 5» и «очень хорошо — 4». Семинария дала Василию отличное образование, помогла стать по-настоящему интеллигентным человеком в добрых старых русских традициях. В семинарии, как и в Японских школах, преподавались основы борьбы дзюдо, созданным знаменитым педагогом Дзигоро Кано.
Сообразительный и ловкий ученик, быстро постигавший технику дзюдо, понравился преподавателю и тот оказал ему одну немаловажную услугу. Один из лучших учеников Ощепкова Н.М. Галковский рассказывал, что раз в год проводился отбор лучших для обучения в знаменитом центре дзюдо Кодокан, и учитель под большим секретом сообщил приглянувшемуся ему русскому пареньку необычный принцип этого отбора.
Наступил торжественный день. В зале множество молодых претендентов расселись на татами, и сам основатель дзюдо обратился к ним с речью. Нравоучительная речь была длиннейшей и, откровенно говоря, довольно скучной. Молодым людям, при всем уважении к оратору, трудно было удержаться от того, чтобы не оглянуться по сторонам и не взглянуть на своих соседей, но Ощепков уже знал, что сзади за ними пристально следят преподаватели Кодокана. И каждое движение абитуриентов расценивается ими как невнимание, и даже недостаточное уважение к великому мастеру дзюдо. Василий все еще, как следует, не привык сидеть по-японски: без стула, на собственных пятках. Затекшие ноги невыносимо ныли, мучительно хотелось вытащить их из-под себя и выпрямить, но хотя бы просто чуть-чуть пошевелить ногами, но он по-прежнему сидел неподвижно. А когда к нему подошли и сказали, что он принят в Кодокан, Ощепков попытался встать на совершенно онемевшие ноги, но так и не смог этого сделать, а только повалился набок.
В архиве Кодокана до наших дней сохранилась запись о поступлении туда Василия Ощепкова 29 октября 1911 года. Василий в полном объеме познал всю суровую школу дзюдо тех лет. К тому же это было время, когда еще чувствовались отзвуки недавней русско-японской войны, и русского парня особенно охотно выбирали в качестве партнера. В нем видели не условно-спортивного, а реального противника. Вскоре, однако, с ним уже стало не так-то просто бороться даже искушенным дзюдоистам. Никто из поступивших вместе с Василием товарищей не выдержали суровых дзюдоистских испытаний: все оставили Кодокан. А он не только успешно овладел борцовской наукой, но и стал претендовать на получение мастерского звания. И всего лишь полтора года потребовалось ему для того, чтобы на весеннем состязании по рандори завоевать право подпоясать свое кимоно черным поясом. Японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней-дан, и особенно иностранцам. 15 июня 1913 г. Василий Сергеевич получает черный пояс первый дан и становится первым русским мастером дзюдо. И долго еще хранил Ощепков японский журнал, написавший о нем: «Русский медведь добился своей цели». В этом же году он заканчивает учебу в семинарии. Возвратившись на родину, Василий, знавший не только японский, но и английский язык, начал работать переводчиком в контрразведке Заамурского военного округа в г. Харбине, а затем в разведотделе Приамурского округа, выезжая иногда с заданиями в Японию.
В 1914 г. во Владивостоке открывает первую секцию дзюдо в России, которая просуществовала до 20-ого года. Занятия проводились во Владивостокском обществе «Спорт» в одноэтажном, но обширном кирпичном доме № 21 на Карабельно-набережной улице. В кружке занималось около 50 человек, преимущественно учащаяся молодежь. Сюда приходили тренироваться и японцы, проживающие в городе.
В 1915 г. Василий Сергеевич проводит первую международную встречу по дзюдо Россия-Япония, в 1917 г. вторую, на которую прибыли из Японии во главе со своим преподавателем господином Хидетоси Томабеци, экскурсанты-воспитанники японского высшего коммерческого училища г. Отару. В этом же году 4 октября Василию Сергеевичу присваивают второй дан.
В начале 20-ых гг. Василий отправляется на Сахалин в свой родной Александровск. Купив кинопроектор, стал зарабатывать на жизнь, демонстрируя там фильмы. С сентября 1923 г. он начинает сотрудничать с советской военной разведкой под псевдонимом «ДД». Демонстрируя фильмы для японских солдат, Ощепков передавал ценные разведывательные данные об оккупированной части острова Сахалин во Владивосток. Затем, по инициативе Василия Сергеевича, его направляют в Японию. Перед отъездом в Японию Ощепков по служебным делам едет в Китай. В Шанхае, среди многого прочего, он сообщил исчерпывающие сведения о реальных сроках, в пределах которых японцы были способны эвакуировать свои войска с Сахалина. Именно эти сведения позволили полномочному представителю СССР в Китае успешно провести переговоры с Японией и освободить от оккупантов островную российскую территорию. Случилось, однако, что в Китае Василию довелось решить не только служебные, но и личные проблемы. В российском г. Харбине, выросшем на китайской земле, сердце нашего 32-летнего железного супермена поразила любовь с первого взгляда. 17-летняя Машенька только что успела окончить последний класс классической гимназии. Вчерашняя гимназистка тоже полюбила Василия, несмотря даже на то, что он, как тогда говорили, уже был связан брачными узами. Влюбленный немедленно обратился в Харбинский епархиальный совет с ходатайством «о расторжении брака с Екатериной Николаевной, урожденной Журавлевой». А получив положительный ответ, тут же повел к венцу свою любимую. И теперь в страну Восходящего солнца в г. Кобэ кинобизнесмен направляется уже не один, а в сопровождении юной супруги.
В Японии первоначальный псевдоним сменился на новый «черный монах» или просто «монах». А затем был еще один псевдоним — «японец». Перебравшись в Токио, он поселился неподалеку от казарм третьего полка, расквартированного в районе Адзабу, и свел доброе знакомство с хозяином соседнего фотоателье, сниматься в которое ходил весь полк. А посещая ближайший клуб дзюдо, Василий познакомился непосредственно и с военнослужащими полка, на которых не могли не произвести сильное впечатление второй дан и стоящее за ним не совсем понятное высокое мастерство европейца. С целью расширения контактов обладатель черного пояса планировал посещать и знакомый с юных лет Кодокан, где его хорошо помнили и ценили. Однако снять квартиру неподалеку пока не удавалось, мешали острые в те годы в Токио жилищный кризис из-за недавнего землетрясения и скудные финансовые возможности. Работа разведчика всегда очень сложная и опасная, а работать в Японии было особенно тяжело. Несмотря на все трудности, Василий Сергеевич успешно выполнял свою профессиональную деятельность. От разведчика все более категорично начинают требовать все сразу и без особых валютных затрат, постоянно понукают и требуют, чтобы он начал вести самую примитивную игру: давал деньги под расписку, а затем шантажировал получателя. А, кроме того, немедленно установил контакт с прокоммунистическими настроенными лицами. Отлично знающий местные условия резидент терпеливо старался объяснить, что весьма патриотично настроенные японцы при первой же попытке шантажа сейчас же обратятся в полицию. А все «левые» находятся под наблюдением полиции и поспешный контакт с ними заведомо обречен на провал. И он категорически отказался выполнить полученные самоубийственные инструкции. В 1926 году недалекое начальство, взбешенное неповиновением своего подчиненного, приказывают ему вместе с женой немедленно выезжать в Советский Союз. Так безвременно, но вовсе не по его вине, закончилась уже налаженная и дававшая результаты разведывательная работа. В течение 6 долгих лет он постоянно жил под угрозой репрессии японских, теперь же перед ним впервые, но слишком отчетливо замаячила угроза «родных», советских репрессий. До глубины души оскорбленный Василий старается доказать свою добросовестность и полную лживость обвинений. «Я командирован нашей армией на опасную и важную для Родины работу. На эту работу может встать человек, прежде всего, глубоко любящий свою Родину и ненавидящий вечного и хитрого врага России. Я, истинный русский патриот, хотя и воспитанный в японской школе. Но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию. Я воспитывался на средства русской армии, чтобы посвятить себя вечному служению Родине, что я и делаю с 1914 года».
Бесспорно, что дзюдо оставалось дорогим Ощепковскому сердцу, он вновь приступил к своему любимому делу, став преподавателем во Владивостокском клубе физкультуры. В спортивном клубе с ним работает П.Н. Азанчевский, специалист английского и французского бокса (сават). В январе 1927 г. Ощепков подготавливает первых инструкторов: В.Г. Кузовлев, который в последствие вел работу в Ленинграде, Ф.И. Жамков, ответственный работник Центрального совета «Динамо», руководящий прикладными видами спорта. Из Владивостока Василий Сергеевич выезжает в Новосибирск на должность переводчика 7-ого отделения Штаба округа. Для сотрудников Штаба и местного общества «Динамо» он организовал секции по самозащите. Но если служба теперь не доставляла ему особых хлопот, то в личной жизни надвинулось большое несчастье. Мария Григорьевна тяжело заболела туберкулезом легких. Расходы на врачей и лекарства требовали все больших денег, и имеющегося заработка на это уже не стало хватать. Да и усилия местных врачей не давали никакого результата. Состояние здоровья Марии заметно ухудшалось. Василий старался добиться перевода в Москву или Ленинград, где можно было обеспечить более действенную лечебную помощь и иметь более высокий оклад. В сентябре 1929 г. его как специалиста по рукопашному бою приглашают для работы в Москву. Однако случилось это слишком поздно: жену, скончавшуюся, не дожившую до 22 лет, он уже похоронил на одном из Новосибирских кладбищ.
… В Москве в Центральном Доме Красной Армии были созданы две группы из военнослужащих и работников Дома Армии. Кроме того, была сформирована и первая в стране женская группа. Перед Ощепковым ставится задача вооружить бойцов Красной Армии надежными приемами рукопашного боя. И он отлично с ней справляется. В 1931 г. появляется методическое пособие с методикой обучения боя с использованием ножа, штыка, приклада, малой лопатки и ведение боя без оружия. Всеми силами пропагандировал он искусство рукопашного боя. Старался пробудить, возможно, больший интерес к нему в широких слоях молодежи и привлечь ее к занятиям, устраивая интереснейшие доклады и показательные выступления перед аудиториями самого различного характера: от воинских частей до клуба Дома Правительства. В знаменитом физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» второй степени им подготовлен раздел рукопашного боя.
В Москве Василий Сергеевич встретил овдовевшую, как и он сам, женщину, Анну Ивановну. Два этих уже не молодых, много переживших человека, создали добрую благополучную семью. Дочь Анны Ивановны, Дина Николаевна, вспоминала о доброжелательном отчиме, который относился к ней, как к родной дочери. Ощепков, живший в общежитии при Центральном Доме Красной Армии, перебрался к жене на Страстную, ныне Пушкинскую, площадь. В последствие Ощепков получил комнату в коммунальной квартире дома №6 по Дегтярному переулку. Работа продвигалась весьма успешно, и можно только удивляться той активнейшей деятельности, которую развернул Василий Сергеевич не только в столице, но и по всему Союзу. Его интересовало не только дзюдо, которым он владел в совершенстве, но и другие средства физического воспитания (акробатика, гимнастика), а изучению боевого спорта, такие как английский бокс, французский бокс (сават), французская борьба (классическая, а сейчас греко-римская), вольно-американская (вольная) уделял особое внимание. Таким образом, с дзюдо в начале 30-х годов происходят серьезные изменения.
В России не было татами, поэтому бороться стали на более мягком борцовском ковре. Традиционные поклоны, принятые в дзюдо, сменили рукопожатием, кимоно на куртку с шортами, на ноги одели борцовки. Постоянно меняются и уточняются правила, методика преподавания, терминология и классификация приемов. Преподаваемая им дисциплина носит название «борьба вольного стиля Дзюу-до». Ощепков, работая в ЦДК, а затем в Московском институте физкультуры воспитывает не только способных спортсменов, но и увлеченных своим делом умелых инструкторов: Валентин Сидоров, А.М. Рубанчик, Н.М. Галковский, Н. Гладков, А.А. Харлампиев, а также Р.А. Школьников, основоположник самбо на Украине. В Ленинграде, не отставая от москвичей, трудилась целая группа квалифицированных специалистов. Ученик Василия Сергеевича еще с Владивостокских времен В.Г. Кузовлев, его ученик А.М. Ларионов и воспитанники Ощепкова разных лет – И.В. Васильев, С.В. Дашкевич и др. Первые открытые соревнования своих воспитанников Василий Сергеевич организовал в институте физкультуры еще в 1932 году. В 1935 г. состоялся первый чемпионат Москвы и Ленинграда. В конце 36-ого года была создана «секция (т.е. федерация) борьбы вольного стиля Дзюу-до Всесоюзного спорткомитета», председателем стал Ощепков, а заместителем Галковский. В 1937 г., работая над книгой, излагая в ней богатейший результат своей долголетней творческой деятельности. Однако закончить этот капитальный труд, который стал делом всей его жизни, так и не довелось. В ночь на 1 октября его арестовали, и через 10 дней Василий Сергеевич умер от стенокардии. Не дались даром этому богатырю ни каторжное «незаконнорожденное» детство, ни смертельная японская угроза, неизменно висевшая над ним на протяжении всех долгих 8 лет зарубежной разведывательной работы, ни «теплая благодарность» начальства, сорвавшего эту успешную работу и всеми силами старавшегося отправить его гнить в подвалах ОГПУ. Все это, вместе со смертью горячо любимой женщины, невыносимо тяжким многолетним грузом давило на нервы так, что даже его тренированное сердце спортсмена, в конце концов, не выдержало. Этот замечательный человек и выдающийся специалист погиб в расцвете творческих сил, всего 44 лет, и как много полезнейших и больших дел не смог он завершить. Уголовное дело было прекращено в 1957 г. за отсутствие в его действиях состава преступления и он в связи с эти был реабилитирован. В 1938 г. после всесоюзного сбора борцов спорткомитет 16 ноября издал приказ «О развитии борьбы вольного стиля». Эта дата и стала считаться днем рождения борьбы самбо.
Сейчас уже редко кто вспомнит, если вообще знает, о тех сверхзадачах, какие ставил перед собой Кано Дзигоро, исходя из социально-экономической обстановки в Японии конца XIX в. И о том, что созданное дзюдо явилось не только, и даже не столько спортивным, сколько необходимым и полезнейшим национально-идеологическим событием. Дело в том, что реформы Мэйдзи, направленные на ускорение европеизации страны, внесли опасный разлад, разрушая тысячелетние традиционные социально-психологические устои японского народа. Особенно угрожающе это коснулось молодежи. Тогда ее настроения были похожи на те, которые пачкают Россию в течение всех последних лет. Молодые японцы начинали призирать и стыдиться своей культурно и промышленно отсталой страны. Мощные и богатые западные государства вызывали неукротимую зависть и бездумное обожание. Самые «продвинутые» уже щеголяли в крахмальных воротничках, котелках, визитках и, уж конечно, не знали ничего более престижного и увлекательного, чем европейские виды спорта. Вот тогда-то мудрый педагог Кано на основе старинных японских боевых искусств и создал свое дзюдо, в котором даже название было не придумано им, а бережно перенесено из былого самурайского лексикона. Создал и щедро предложил японской молодежи боевое искусство, по старине традиционное, и по-современному модернизированное. Спортивное единоборство, в котором были не только умно и бережно сохранены, но и умело, сконцентрированы знакомые и родные с детских лет древние обычаи предков. В нем все не то что говорило, а прямо таки кричало о своем японском, родном, касавшемся самых глубин души и генетической памяти. Так, татами, маты из рисовой соломы, — непременная часть интерьера традиционного японского жилья: ими застилают в доме полы. И не один японец не наступит на татами обутой ногой. А неизменные и обязательные в быту поклоны имеют весьма солидный, более чем тысячелетний, «стаж». И совсем не случайно преподавание дзюдо со временем было предусмотрено во всех школьных программах, с ранних лет воспитывая японцев в духе патриотических национальных традиций. И сегодня, более ста лет спустя можно уже воочию убедиться, какую огромную пользу принесла такая мудрая национальная укорененность, не только не помешавшая, но даже уже способствовавшая успехам Японии в сфере международной науки и техники. Однако же, если упомянутый национальный колорит был необходим и весьма полезным в Стране Восходящего Солнца, то в России является не только излишней, но и нарочно искусственной, чуждой экзотикой. Что и стало вполне разумной причиной отказа от нее. С благодарностью и уважением, воспринимая все полезное, созданное Кано, его русский ученик столь же решительно критиковал недостатки дзюдо, стремился поднять свою систему до мирового уровня физического воспитания. Свое мнение на этот счет он сформировал достаточно ясно: «Мы должны основательно вооружиться знанием этой интересной и полноценной для нас системы, стараясь достигнуть в применении ее приемов той высокой техники, которая пока является достоянием только японцев… Мы не только должны изучить ее, как распространенную систему, но и добиться применения ее в деле укрепления обороноспособности нашей страны, обогатив ее нашими достижениями, в смысле методики ее изучения и техники выполнения приемов… Среди обильной литературы по дзюдо на иностранных языках… абсолютно не имеется материалов, освящающих методическую установку по изучению этой системы. Крайне мало уделено вниманию вопросам методики дзюдо и в японских источниках, поэтому наша задача состоит в том, чтобы поднять дело изучения дзюдо, особенно с методической и гигиенической стороны, на значительно более высокую ступень, чем это достигнуто, например, немцами, у которых эта система в последние годы вылилась в форму массового вида спорта. В методическом отношении по изучению дзюдо мы расходимся не только с немцами, но и институтом Кодокан… Он до сего времени не удосужился разработать отдел подготовительных упражнений общеразвивающего характера. Это свидетельствует о том, что многие адепты дзюдо из института Кодокан остаются сторонниками консервативного взгляда, считая, что падения (с чего собственно начинается изучение дзюдо в Японии), а затем приемы могут считаться достаточной подготовкой организма для занятий дзюдо и что никаких других упражнений общеразвивающего порядка вводить в эту систему нет смысла.… Но мы считаем, что этими упражнениями ограничиваться нельзя, так как при падениях и приемах в работе участвуют далеко не все мышцы тела и, следовательно, возможность равномерного развития организма без специальных упражнений достигнуто быть не может».
Подводя итоги деятельности В.С. Ощепкова можно с уверенностью сказать, что им в 30-х годах было создано новое, уникальное боевое искусство, основой которого было дзюдо. Но, в отличие от японцев, которые работали только в кимоно, в системе Ощепкова большое внимание уделяли работе без одежды, ведь соперник не всегда был в пиджаке или куртке. Не случайно многие его воспитанники в последствие стали спортсменами и тренерами вольной борьбы. Василий Сергеевич большое внимание уделял и ударной технике бокса и французского бокса, а также прекрасно разбирался в китайских боевых искусствах. «Спортизация ударов ногами заключается в том, что для проведения схваток мною сконструированы перчатки для ног, как это сделано для рук в английском боксе, фанерный нагрудник и щиток, закрывающий промежность. В настоящее время мною разрабатываются формы тренировок по спортивному боксу ногами, и я думаю, что в ближайшем будущем удастся добиться того, что система ударов ногами выльется в спортивную форму», — писал Ощепков. В прикладном разделе изучались приемы самозащиты, которые не вошли в спортивный раздел: надавливание на глаза, захваты за уши и волосы, удары в пах; а также работа с холодным оружием (ножевой и штыковой бой, по которому Ощепков был чемпионом) и подручными средствами (трость, палка и малая лопатка); обезоруживание противника.
Дзигоро Кано, опираясь на древние традиции, создал боевое искусство со своей философией, которое со временем превратилось в спортивное единоборство. То же самое, к сожалению, произошло и с системой Ощепкова. Родина получила национальный вид спорта – борьба самбо, а с 2001 года еще и боевое самбо. Несомненно, Россия может гордиться двумя спортивными единоборствами, которые очень эффективны в реальной ситуации. Но нам еще предстоит создать боевое искусство XXI века, в котором бы универсальная подготовка бойца сочеталась с любовью к своей родине, знанием законов природы и возвращением к корням древней родной веры.
Очень важно знать свою историю, ведь без истории не может быть настоящего, а, следовательно, и будущего. Хотелось бы поблагодарить людей, которые по крупицам восстанавливают подлинную историю развития боевых искусств: Л.М. Лукашев «Сотворение самбо: Родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской» из серии «Рукопашный бой в России в первой половине XX в.»; А.М. Горбылев, главный редактор книги, а также автор многочисленных статей о В.С. Ощепкове в журналах «Додзё»; С.А. Косоротов, руководитель проекта «Будо-Спорт». В издательстве «Будо-Спорт» и вышли в свет замечательные книги М.Н. Лукашева и «Спецвыпуск посвященный юбилею В.С. Ощепкова. 115 лет со дня рождения».
Календарь